Четверг Страстной седмицы
Этот день приравнивается к двунадесятым праздникам. Он приходится на Страстную седмицу и потому всегда постный, но по сути это великий праздник, потому что Господу было угодно в этот день установить Таинство Святой Евхаристии, которое дает каждому человеку, являющемуся членом Церкви, возможность быть со Христом.
И это не фигура речи, как мы говорим иногда о давно почивших людях: «Мы вместе с вами», — всякий знает, что мы можем быть вместе с ними лишь в воспоминаниях. Через Таинство Святой Евхаристии, силой Святого Духа мы реально вместе со Христом.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, причащаясь Тела Христова, мы становимся участниками и сообщниками. Как же понять эти слова? Святитель не поясняет, поскольку в его время все понимали, о чем речь. Но, к сожалению, с течением времени у многих, даже просвещенных богословов, ушло из сознания, что святитель Иоанн Златоуст не прибегал к фигурам речи, а сказал о реально существующем. Причащаясь Тела и Крови Спасителя, мы действительно становимся участниками Святой Тайной вечери, то есть мы среди апостолов, а не среди тех, кого на этой вечери не было и тем более не среди тех, кто затем возложил на Спасителя руки.
Но, может быть, это тоже образ? Как можно быть участником того, что было две тысячи лет назад? Как можно быть сообщником тех людей, которые не живут на земле? Святитель Иоанн Златоуст своими словами раскрыл саму суть Святой Евхаристии. Еще Господь на Тайной вечери, благословляя хлеб и вино и называя их Своими Телом и Кровью, сказал, чтобы ученики творили сие, то есть повторяли это действие, в Его воспоминание (см. Лк. 22:19). Силой Святого Духа мы это воспоминание совершаем. И не просто напрягаем память, пытаясь представить себе Тайную вечерю и мысленно увидеть то, что было некогда в Сионской горнице. Совсем не так! Силой Святого Духа мы действительно там — вместе с апостолами, вместе с Иисусом Христом. У Бога нет пространства и времени, и совершенная им Тайная вечеря всегда актуальна — вне времени и вне пространства. Чтобы стать соучастниками Тайной вечери, сообщниками апостолам, нужно совершать Святую Евхаристию, призывать Дух Святой, Который преобразует хлеб и вино в подлинное Тело и подлинную Кровь Христовы и дает нам, причащающимся Его Тела и Крови, реально с Ним соединиться.
Собственно говоря, все, что Церковь делает силой Духа Святого, — это и есть соединение настоящего с вечностью. А почему с вечностью, а не только с прошедшим? Ведь Святая Евхаристия была в прошлом. Почему силой Святого Духа мы, причащаясь Тела и Крови Христовых, прикасаемся к вечности, вступаем на иной уровень бытия? Да потому что Господу так было угодно. Его пришествие в мир не завершилось вознесением на небо. Его присутствие в мире продолжается силой Святого Духа. Вот почему, совершая Божественную Литургию, священнослужитель молится о том, что посредством Святой Евхаристии мы вспоминаем крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, второе и славное паки пришествие, — которого еще не было, но мы вспоминаем его так же, как вспоминаем Святую Евхаристию, являясь соучастниками и сообщниками. Ибо в Евхаристии силой Святаго Духа преодолеваются время и пространство, и мы реально соприкасаемся с Божественным Царством.
Но в Святом Таинстве Евхаристии мы не только таинственно, Духом Святым вспоминаем все, что было, все, что совершил Господь, но и соединяемся с Ним. И не только с Ним — тот же святитель Иоанн Златоуст говорит: «Причащаясь Единого, мы причащаемся Единого Тела». Многие из нас, стоящие в этом храме, не знают друг друга, мы будто чужие, но что означает быть чужим, когда вместе с тем, кого ты не знаешь, причащаешься единого Тела Христова? Ты в этом Теле соединяешься с Господом и с теми, кто рядом с тобой. Вот почему Церковь — это особая общность людей. Она не основана только на учении, хотя учение скрепляет людей в этой общности. Сама общность рождается не от человеческого разума, но от силы Божественного присутствия. Господь нас соединяет, делает всех детьми, делает всех Церковью. Именно в момент Евхаристии Церковь выявляет свою природу. Недаром Таинство Евхаристии святой Симеон Новый Богослов назвал Таинством Церкви, потому что вся Церковь совершает это Таинство, и через него нам и всему миру является мистическое Тело Христово, которого мы причащаемся и частью которого становимся.
Когда взираешь на историю Церкви, видишь в основном внешнюю сторону событий, как много было трудного, тяжелого и даже греховного в этой истории — расколы, разделения, проливалась даже кровь… И сегодня — разве мы все, и каждый в отдельности, являем пример святости, чистоты, любви, веры? Так почему же, несмотря на слабость исторической Церкви, она непобедимо существует две тысячи лет и будет существовать до скончания века? А именно потому, что силой Святаго Духа мы, грешные люди, получаем прощение грехов и в едином Теле соединяемся с Господом и друг с другом, становясь общиной святых.
Какая же великая ответственность на нас — чтобы, выйдя за пределы Евхаристического собрания, за пределы храма, мы могли и там, в мире, чувствовать наше единство, оказывая друг другу поддержку, пребывая в единомыслии по многим проблемам, которые сегодня волнуют род человеческий! У христиан должно быть общее видение и общая позиция именно потому, что они едины во Христе Иисусе, Господе нашем, силою Святаго Духа через принятие Его Тела и Крови. Если будет так, то Церковь останется непобедимой и будет великим свидетелем Божией правды, которую понесут в мир ее чада в надежде, что причащение Тела и Крови Господней, соучастие в таинстве Святой Евхаристии, членство в Церкви, которая есть Тело Христово, освободит их от греха и даст оправдание в день Судный. Аминь.
Проповедь святейшего Патриарха Кирилла в Великий четверг (2017 г.)